Четверг, 16.05.2024, 10:11

сайт учителя начальных классов Шурыкиной Татьяны Сергеевны

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Патриотическое воспитание младших школьников.
     В программе развития воспитания в системе образования России (утверждена приказом Министерства образования от 18.10.99 г.) говорится о том, что «главной проблемой сегодняшнего дня является отсутствие государственной стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи». В ней подчеркивается, что гражданское патриотическое воспитание составляет одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. В связи с этим возникла необходимость в специально организованной деятельности, причем на всех уровнях существования общества. Сегодня требуются новые подходы к разработке методологии и теории воспитания, определению концептуально ориентированной перспективы, которая позволила бы осознать, какого гражданина следует воспитывать, какие качества необходимо у него формировать.
     Патриотическое воспитание – одно из фундаментальных направлений воспитательной деятельности в целом. Все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и национальный компоненты.
      Что следует иметь в виду, воспитывая у ребенка школьного возраста чувство патриотизма? Какие в этой связи стоят перед педагогом задачи?
        Воспитание патриота – это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, родной школе, родной улице, родному городу; формировать в нем чувство бережного отношения к родной природе и всему живому; формировать чувство интернационализма, уважение к национальным традициям; вызывать в ребенке чувство гордости за достижения страны, развивать интерес к ее героическому прошлому, к явлениям настоящей общественной жизни и к ее будущему.
        Патриотические качества человека не рождаются и не развиваются сами по себе. Они формируются всем нашим укладом жизни. В решении этой важной задачи большую роль призвана сыграть школа, где идет процесс формирования мировоззрения ребенка, его нравственных качеств, патриотических чувств.
        Накануне празднования 65-летия Победы мы можем рассказать детям о борцах за свободу Родины, отстоявших свободу и независимость страны в годы Великой Отечественной войны.
       Русский язык как предмет обучения не имеет непосредственных возможностей для воспитания у младших школьников военно-патриотических начал. Однако, изучая с учащимися грамматическую тему, формируя у детей литературную речь, можно использовать дидактический материал военно-патриотического звучания.
     1. На занятиях по чистописанию возможно использование следующих предложений:
Аа Армия родная бережет покой страны.
Бб Береги землю родную, как мать любимую.
Дд Дружно за мир стоять – войне не бывать.
 Кк Кто за Родину горой, тот настоящий герой.
Сс Со смелым бойцом и победа дружит.
Чч Человек без Родины, что соловей без песни.
     2. При знакомстве с именами прилагательными как частью речи учащимся предлагается составить предложения на тему «Мой родной край» с использованием прилагательных отчий, родимый, любимый, удивительный, милый, замечательный, чудесный, красивый, родной, дорогой, чудный, прекрасный. Лучшие предложения дети записывают в тетради, раскрывают смысл этих предложений.
    Прослушивание военной песни тоже может вызвать интерес у ребят. Песни Великой Отечественной войны продолжают и сейчас волновать и тревожить сердца людей, хотя прошло со Дня Победы 60 лет.
    Работая над лексическим значением прилагательных, на уроке можно провести беседу о песне «Священная война» В.И. Лебедева-Кумача по вопросам:
- Что вы знаете об этой песне?
- Почему она так называется?
    Война началась 22 июня 1941 года. Уже 24 июня, на второй день войны, слова этой песни были опубликованы в газетах, а 26 июня Краснознаменный ансамбль песни и пляски Красной Армии приступил к ее разучиванию и через несколько дней исполнял ее на вокзале в Москве перед бойцами, которые отправлялись на фронт. Набатным колоколом прозвучала эта песня, вошла в сердца воинов и всего народа.)
    3. При работе над однородными членами предложения можно использовать стихотворение «Навек запомни!» М. Исаковского и приложенные к нему иллюстрации. Дети получают грамматическое задание: найти однородные члены предложения, доказать, что они являются однородными членами, объяснить, какими знаками препинания они отделяются друг от друга, списать.
    Затем внимание учащихся обращается на содержание стихотворении и иллюстрации с помощью таких вопросов:
-Что общего у стихотворения и иллюстрации?
-Что вы видите на иллюстрации?
- О чем говорится в стихотворении?
- Что надо запомнить каждому из нас, когда мы читаем эти строки?
     В результате короткой беседы учащиеся понимают: главное – надо уважать и чтить светлую память погибших за Родину.
    4. Для грамматического разбора можно отобрать и составить предложения, в содержании которых отражаются важнейшие события страны, знаменательные даты, дела школы, класса. Использование предложений военно-патриотического звучания не мешает учащимся анализировать языковые явления, давать грамматическую характеристику слову, предложению, устанавливать грамматические связи между словами. Напротив, гражданский смысл таких предложений мобилизует учащихся на рабочий, деловой ритм. Вот несколько таких предложений:
      Ученики прочитали рассказ о славном герое. Под стройной березой стоит молчаливый солдат. Белгород помнит военные годы. У памятника лежат живые цветы. Народ празднует победу. По площади Победы пройдет парад войск. У Сережи брат служит в армии. Пограничники охраняют границу от врагов. Цветет наш Белгород чудесный!
       5. На уроке русского языка словари являются полезным пособием для развития речи. С помощью словаря учащиеся обогащают свой словарный запас, уточняют и активизируют его, знакомятся с лексическим значением тех слов, которые не понимают. Так, при изучении темы «Правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова» можно предложить детям прочитать предложение, записанное на доске:
      Ребята нашего класса 9 Мая поздравят в…т…ранов войны с праздником.
      Задание. Прочитайте предложение. Какую гласную надо написать в слове ветеран?
      Дети открывают орфографический словарь и убеждаются, как надо писать это слово.
       Вызванный ученик объясняет: «Слово ветеран; ищу это слово в словаре. На месте пропущенных букв надо писать е ». После того, как дети написали предложение в тетрадь, знаток зачитывает толкование слова ветеран: «Ветеран – старый, опытный воин. Ветеран – старый заслуженный, работник».
      6. В творческих работах детей (сочинениях) могут быть отражены воспоминания их родных о военных и послевоенных годах. Можно с детьми подготовить Книгу Памяти «Они защищали Родину», в которую войдут странички детей с их работами (проиллюстрировать ее можно фотографиями из семейного альбома). Для этого учащиеся заранее получают задания, побуждающие их активно общаться с родителями, бабушками и дедушками.
        Школьникам даются задания:
1) Спроси, сколько лет было прабабушке и прадедушке в годы Великой Отечественной войны.
2) Попроси рассказать, как они жили во время войны (воевали, работали, были еще маленькими, в каком классе учились).
3) Узнай, есть ли в вашей семье награды, полученные во время войны (ордена, медали, грамоты, благодарности, памятные подарки), кем и за что были получены.
4) Попроси взрослых помочь тебе записать их воспоминания о войне.
      Вот некоторые из рассказов:
      Во время войны моему прадедушке было 28 лет, а прабабушке 25 лет. Война застала их, когда они только поженились. Прадедушка ушел на фронт. Он воевал сначала под Москвой, защищал ее от фашистов. Затем он освобождал наш любимый Белгород. Закончил воевать он в Австрии. За героизм и храбрость, проявленные в боях, командование наградило его дважды орденом Отечественной войны, орденом Красной Звезды и многими медалями. Прабабушка работала учительницей в школе. Всем, кто работал в тылу, приходилось очень трудно. В доме не хватало дров для отопления, было очень тяжело с продуктами. Не смотря на эти трудности в военное время, все люди верили в победу. (Кирилл Ш.)
      Когда началась война, моя бабушка ходила во второй класс, ей было 8 лет. Семья у них была большая, семь человек. Отец бабушки в 1941 году ушел на фронт, а все пятеро детей остались с мамой дома. Мама работала на железной дороге. Женщины выполняли мужскую работу, они даже ремонтировали санитарные поезда. Им приходилось очень трудно, нечего было есть. Дети собирали колоски на полях, овощи. Летом ходили в лес собирать грибы и ягоды. Моя бабушка вместе со своими сестрами шила и вязала вещи для фронта. О своем отце они узнавали из писем. Потом пришло известие о том, что он погиб, участвуя в боях под Сталинградом. Бабушка после войны так и осталась работать на железной дороге. У нее много трудовых наград. (Вика П.)
       Заканчивая урок, учитель может предложить ребятам в качестве домашнего задания сделать рисунки, вылепить из пластилина памятник герою или композиционную группу, напоминающие о крупнейших сражениях в годы Великой Отечественной войны.
       Как на уроках, так и во внеурочное время можно проводить работу по военно-патриотическому воспитанию школьников. Прочитанная книга, экскурсия к памятнику, прогулка по улицам родного города, носящим имена героев, – все это воспитывает чувство патриотизма в ребенке.
       Связь уроков с конкретным материалом из жизни страны, дополняемая внеклассными мероприятиями, дает возможность более глубокого и осмысленного восприятия детьми окружающего мира, помогает чувствовать себя частицей своего народа, своей Родины.
Категория: Мои статьи | Добавил: танечка (19.11.2010)
Просмотров: 488 | Теги: патриотическое воспитание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]